Страхи первоклассника

Приближается «День знаний» и для многих детей это первый день, который они проведут в школе. Для родителей этот день волнителен и поэтому в помощь родителям на базе ТОГБУЗ «МПБ» был составлен и роздан  лекционный материал по отделениям, также размещен на стенде в детском кабинете. Данная информация поможет снизить тревогу и ответить на многие, интересующие родителей вопросы.

1. Синдром первоклассника

Когда ребёнок становится школьником, он меняет социальный статус. Первый школьный день связан с обилием переживаний, ещё только собираясь в школу, ребёнок боится опоздать, проспать. Все эти переживания вполне нормальны, как и боязнь школьника потеряться в школе, поскольку для младших школьников пространственные страхи также не выбиваются из нормы. В среднем адаптационный период продолжается около двух месяцев.

Смена преподавателя также может вызывать стресс. В начальной школе все предметы обычно ведёт один учитель, чтобы дети быстрее привыкали к процессу обучения, ведь если лица у доски будут постоянно меняться, то у детей могут возникать стрессы и беспочвенная тревога.

2. Введение оценочной системы

Оценки за учёбу появляются во втором классе. Перед плохими оценками у детей возникает естественный страх, но задачей учителей, психологов и родителей является то, чтобы он не превратился в болезненную фобию.

3. Окончание первого класса

Страхи после окончания первого класса становятся индивидуальными, а следующий период со второго по пятый класс в плане кризисов является спокойным.

4. Переход в среднюю школу

Темп обучения постепенно возрастает, появляются новые предметы и учителя, что вновь вызывает страхи и стресс, хотя они и не столь яркие, как у первоклашек. Обычно всё возвращается в норму уже к зимним каникулам.

Как успокоить ребёнка?

Детских стрессов можно избежать благодаря правильной профилактике. Но иногда родители слишком поздно узнают о страхе отпрыска, когда он уже стал навязчивой тревогой, а ребёнок норовит увиливать от посещения школы. Несколько дней уйдут на разбирательства и скандалы, а потом выяснится, что по дороге в школу несколько дней назад его укусила собака. От этого он замкнулся, а его страх лишь рос день ото дня. Далее этот страх переносится на школу, он прогуливает уроки, чтобы избежать возможной физической боли. В этой ситуации родителям лучше всего обратиться к занимающемуся психологическими травмами специалисту.

В некоторых случаях нездоровая атмосфера в классе постепенно накаляется, заканчиваясь взрывом. В разговоре с учеником родителям следует интересоваться не только его успеваемостью, но и взаимоотношениями с одноклассниками.

Ему можно предложить пригласить их в гости, чтобы наладить с ними и их родителями нормальные отношения. Это поможет избавиться от страхов, вызванных конфликтами в классе. Учёба в дружном классе, где нет зависти и обид, намного приятнее и продуктивнее. В наших школах обучение совместное, поэтому одноклассники часто на всю жизнь становятся лучшими друзьями и влюблёнными парами.

Примеры для школьников наиболее действенны, поэтому ребёнку можно показать свои школьные снимки, поделиться приятными воспоминаниями о классе и учителях. Можно вспомнить и кризисные моменты, и то, как они разрешались. Такие рассказы приободрят ученика, научат его смелее противостоять страхам.

Если страх не покидает ребёнка, то пусть он представит его наглядно. Пусть нарисует свой страх на бумаге, а потом порвёт её на клочки, словно уничтожая с ней и сами страхи. Психологи находят этот метод довольно действенным. Другой вариант – свернуть листок с нарисованным страхом трубочкой, вставить в воздушный шар, наполнить его гелием и пустить по ветру.

Если родители заметили, что их ребёнок чувствует себя некомфортно в школе, чего-то опасается, то им следует выяснить причину этого. С помощью взаимного доверия можно победить большинство школьных страхов. Уточнив, что конкретно беспокоит ребёнка, можно уже искать верный способ устранения страха.

Младшего школьника можно попросить нарисовать что-то произвольное. Обычно страхи хорошо проявляются на таких рисунках, которые позволяют их идентифицировать. Если ребёнок постарше, то его можно просто спросить, что может произойти самого плохого.

Встревоженные дети активней ищут информацию, поток которой даёт им большее ощущение стабильности. Им нужно рассказывать о последовательности действий, разъяснять правила, говорить о том, к чему приведёт то-то и то-то.

Для тревожных людей более важно фокусироваться на том, что получается сейчас и получалось прежде (поскольку они сконцентрированы на будущем, а не на опыте настоящего). Им нужно напоминать, что они с этим уже справлялись раньше. Можно завести «журнал успеха», куда заносить всё, что получается. Чем больше у человека знаний о своих сильных сторонах, тем проще его подсознанию справиться со сложными моментами.

Ребёнок должен знать, что имеет право на ошибку, поэтому родители должны рассказывать ему о собственных неудачах. Не нужен ложный налёт идеальности ни родителям, ни самому ребёнку, ведь перфекционизм, а также тревожность самих родителей провоцирует тревожность у ребёнка.

Ребёнку нужно давать посильные задания и поручения. Ему полезно видеть, как со сложностями справляются сами родители, как после преодоления трудностей они расслабляются и радуются жизни.

Тревожные люди часто плохо контролируют своё тело. Им нужно порекомендовать следить за стопами ног, ведь чем они расположены устойчивее, тем более фиксировано внимание. Полезно ходить босиком, прыгать на батуте, массировать ноги и следить за дыханием.

Перед контрольной или трудным днём в школе ученик может представить себя в уютном безопасном пространстве, в котором его ноги стоят на мягкой траве, а спиной он упирается в дерево (на самом деле это спинка стула). Представив это, он должен сделать несколько спокойных глубоких вдохов и выдохов.

Тревожным детям всё время что-то хочется крутить и теребить в руках, поэтому им полезно иметь при себе небольшой мячик или резиновый бублик.

Тревожным детям полезно делать из ракушек и камней коллажи, рисовать на камнях, рисовать песком, делать поделки из различных круп.

Когда с тревожностью борются с помощью арт-терапии, то преобладающим является жёлтый цвет. Для творчества можно использовать разные материалы: мелки, акварель, пластилин, глину.

Можно представить в игре с ребёнком себя артистами – разными интонациями читать известные детские стихи.

Если школьник боится учителя, то пусть он его представит в смешном виде – с легкомысленными бантиками и заколками в волосах.

Тревожный ребёнок находится в состоянии «суженного сознания», из которого его необходимо вывести. Здесь можно воспользоваться игрой «к счастью – к сожалению». Вместе с ребёнком нужно выбрать какое-то действие, например, воскресный поход. Первый игрок произносит начальную фразу, например, «к сожалению, пошёл дождь», на что второй продолжает, «к счастью, мы успели поставить палатку». Далее следует «к сожалению, дрова отсырели и не хотели загораться», на что следовало возражение «к счастью, с нами был керогаз». В этой игре дети учатся находить выход их сложных положений, развивают фантазию.

Взросление семилетнего ребёнка является очень ответственным временем.

Засевшую глубоко в подсознании ребёнка тревогу нужно вытащить наружу и извести посредством движений – приседаний, танца, бега. Как помочь ребёнку справиться с его школьными страхами? Если он опирается на доверие родителей и осознание собственной силы, ему будет значительно проще. Поверив в свои силы, ребёнок может больше доверять самому себе и полнее открыться перед миром. У него появится желание исследовать и развиваться дальше, окрепнет радость жизни, которая вдохновит не только его, но и его родителей.